Предлагаемая
вашему вниманию статья, на наш взгляд, полезна тем,
что в ней затрагиваются фундаментальные, можно сказать
— извечные, вопросы High-Fidelity. Автор, хорошо
понимающий суть проблемы, не понаслышке знаком с
тяготами, которые преследуют неподготовленных к
самостоятельному выбору покупателей. Для начинающих
аудиолюбителей материал ценен тем, что авторский
опыт изложен в виде краткого перечня практических
советов: «не так страшен черт, как его малюют»…
Форумы профильных порталов интернета
заполнены вопросами: как усилитель Х работает
с акустикой Y? Ответы либо отражают специфические
вкусы владельца конкретной системы, либо порождают
сонм встречных вопросов. Кроме того, словесное
описание характера звучания редко содержит достаточное
количество сведений, необходимых для индивидуального
выбора аудиотехники. С чего начать несчастному
неофиту, удрученному обилием самой разной по классу
и цене аппаратуры? С приобретения акустики (опытные
мужи советуют на ней не экономить)? Или — с усилителя?
Какой из возможных вариантов поведения выбрать?
Возьмем на себя смелость дать потенциальному покупателю
достаточно простые рекомендации, которые родились
из опыта, благоприобретенного автором на практике…
Нескучная теория
Если быть серьезным, то вопросы, связанные с объективной
оценкой тонкостей взаимодействия усилителя и акустической
системы, не могут быть решены в одночасье (и,
кстати, до сих пор никем в мире полностью не решены).
Технические эксперты Stereo&Video не первый
год всесторонне изучают проблему, разрабатывая
оригинальные методики для получения исчерпывающей
оценки данного явления (до публикаций, правда,
дело пока не дошло). «Парное» взаимодействие —
одновременно и проблема, и счастье Hi-Fi-индустрии.
Отсутствие общих решений порождает армию аудиофилов,
готовых до бесконечности переслушивать и менять
комбинации «колонка/усилитель». В свою очередь,
это способствует повышению доходов производства,
каждый год выбрасывающего на рынок новые модельные
ряды аппаратуры. В то же время серьезный разработчик,
выпуская конкретный усилитель (или акустику),
старается с запасом наделить модель свойствами
универсальной коммуникативности. Иначе акустика
Y никогда «не выйдет замуж» за усилитель X! Cомнения
потребителя понять можно, однако в большинстве
случаев, когда речь идет о бюджетной Hi-Fi-аппаратуре,
эти беспокойства попросту излишни.
Казалось бы, проблемы совместимости должны решаться
на высоком уровне при конструировании готовых
систем (музыкальные центры, AV-комплексы и т.п.).
И что же мы видим, кроме общих слов? Полное отсутствие
возможности модернизации путем замены компонентов
системы плюс явное желание производителя экономить
на всем и вся. Может быть, проблема решена в дорогостоящей
аппаратуре, недоступной широкому кругу потребителей?
Действительно, когда бюджет неограничен, разработчика
выручает лобовой подход: монстр-усилитель с почти
беспредельными возможностями и покорная акустика,
не имеющая права даже чуть-чуть покапризничать
(все гладко: и АЧХ, и импеданс, и фазовая характеристика)…
Есть еще один путь — создание так называемой активной
акустики, которая имеет встроенные многополосные
усилители и прецизионные кроссоверы активного
типа. Такие системы прижились в профессиональной
среде; для домашнего использования предложение
подобной техники крайне ограниченно — хлопотно
и нерентабельно для массовой Hi-Fi-индустрии делать
высококачественную активную акустику. Сказочный
High-End стоит больших денег, но потребитель снова
недоволен. Выясняется, что среди состоятельных
аудиофилов число несчастных искателей абсолютной
гармонии растет в геометрической прогрессии. Увы,
таковы парадоксы потребления.
Сначала — усилитель
Выбрать недорогой Hi-Fi-усилитель (или AV-ресивер)
можно, предъявив к нему четыре элементарных требования.
Первое: минимально допустимая нагрузка должна
быть не 8 (или 6), а — 4 ома. В этом случае вы
не будете связаны какими-либо ограничениями по
допустимым сопротивлениям нагрузки со стороны
акустических систем (АС). Полное сопротивление
АС (импеданс) принято указывать в виде числа из
ряда 2, 4, 6, 8, 16 Ом. Чаще всего встречается
4-, 6- или 8-омная акустика, хотя, строго говоря,
импеданс меняется от частоты и может падать до
1–2 Ом (обычно в НЧ-области) или, наоборот, взлетать
до 30–50 Ом. Представляется, что безопасность
работы усилителя должна быть на первом месте.
Если его выходной каскад по каким-либо причинам
выйдет из строя и возникнет необходимость обращаться
в сервисный центр, то в проведении гарантийного
ремонта вам могут отказать на основании нарушения
правил эксплуатации. Поэтому лучше, если ваш избранник
(стереоусилитель или AV-ресивер) будет «официально»
готов к работе с минимальной нагрузкой 4 ома,
что косвенно свидетельствует о качестве блока
питания.
Второе: максимальная выходная мощность должна
соответствовать… размеру помещения. Например,
величина 30–50 Вт на канал прекрасно подойдет
для комнаты площадью 12–15 кв. м. Для жилища в
20–30 «квадратов» такая мощность при определенных
условиях может показаться скромной (крайне нечувствительная
акустика, страсть к концертному уровню звучания).
Чтобы не выкручивать до предела регулятор громкости
и не испытывать по этому поводу комплексов неполноценности,
запас мощности не помешает. Есть и более серьезный
резон: работающий на пределе возможностей усилитель
— потенциальный источник нелинейных искажений,
связанных с появлением высших гармоник, которые,
в свою очередь, увеличивают риск погубить ВЧ-динамики.
Значит, полезно брать аппарат помощнее, например,
по 100–120 Вт на канал. А как же — колонки? Не
надо пугаться этой цифры, даже если акустика рассчитана
на меньшую мощность, просто старайтесь, что называется,
контролировать процесс.
Третье: приличный усилитель обязан иметь выходные
винтовые клеммы для всех каналов, а не отверстия
с пружинными защелками для кабелей. Эта нехитрая
деталь конструктивного оформления указывает на
уровень претензий самого разработчика. Известно,
что при выпуске массового товара счет идет по
каждому элементу. Например, лицевая панель из
металла, а не из пластика, тяжелый трансформатор
и могучие радиаторы охлаждения выходных транзисторов
(не микросхем!) в определенном смысле служат признаком
Hi-Fi-класса.
Четвертое: не всегда следует безоговорочно стремиться
приобрести самую новую модель. Зачастую стереоусилитель,
пролежавший на складе год-другой, серьезно дешевеет
без всякого ущерба для качества. После первого
включения питания достаточно оставить аппарат
на пару часов под током без подачи сигнала, чтобы
утечка электролитических конденсаторов снизилась
до нормы. Устаревшая модель AV-ресивера — другое
дело; здесь надо точно знать, какие декодеры многоканального
звука вам нужны, а какие — нет.
Вы спрашиваете, а как же многочисленные технические
параметры, напечатанные мелким шрифтом на последней
странице инструкции по эксплуатации? Подавляющее
большинство современных усилителей бюджетного
класса имеет очень близкие характеристики, что
существенно упрощает проблему выбора. Конечно,
если на усилитель предполагается потратить совсем
«другие» деньги, то и размышлять придется дольше.
И последнее: некоторые с виду малосущественные
детали могут сильно повлиять на ваш выбор (автор,
например, терпеть не может корпуса золотистого
цвета). Подумайте, нужен ли вам пульт дистанционного
управления, вход для подключения проигрывателя
виниловых грампластинок или выход предусилителя?
Теперь — акустика
Если перечень моделей усилителей и AV-ресиверов,
присутствующих на рынке, легко умещается на 3–4
страничках журнального текста, то с акустикой
дело обстоит куда сложнее. В ценовом диапазоне
от $200 до $1200 такой список будет в несколько
раз больше. А если прибавить перечень акустических
систем центрального канала, тыловых АС и сабвуферов,
то скрижали информации вырастают до невероятных
объемов. Можно, конечно, решить все эти проблемы
одним махом — крупные магазины часто продают готовые
наборы домашних кинотеатров, укомплектованные
всеми необходимыми компонентами (зачастую весьма
неплохими). Мы не говорим о «театрах в одной коробке»,
считая, что истинные аудиолюбители, как говорится,
«предпочтут помучиться» и выберут все элементы
самостоятельно.
Крамольная мысль: стоит ли всегда стремиться к
приобретению комплекта кинотеатральных колонок,
изготовленных одной фирмой? Представляется интересным
изучить возможность подбора отдельных элементов
акустики, в особенности если вы, как и автор,
совершенно равнодушны (о, ужас!) к цвету отделки.
Не исключено, что такая идея может дать превосходный
результат. Не претендуя на истину в последней
инстанции, попробуем дать несколько небесспорных
советов, которые, впрочем, не раз выручали автора.
Покупку предваряет процесс выбора, который можно
осуществить, на начальном этапе пользуясь справочными
данными.
Напольник против
полочника
Как бы нас не уговаривали покупать аккуратные
колоночки для книжной полки, народ с большей охотой
продолжает выбирать акустику напольной конструкции
— у нее, как правило, динамики большего диаметра,
больше объем корпуса, а, следовательно, глубже
бас. Примечательно, что по всем правилам АС полочного
типа надо устанавливать на стойки, поэтому в итоге
они займут столько же места, сколько и напольники,
а суммарные затраты (АС плюс стойки) будут соответствовать
стоимости напольной системы более высокого класса.
Если вы — специалист в области аудио, то допустимую
мощность, которая может быть подведена к акустике,
и чувствительность колонок следует рассматривать
в комплексе, учитывая размер комнаты. Остальные
потребители могут спокойно обойтись без расчетов:
вся современная акустика Hi-Fi-класса готова к
работе в типичных городских квартирах. Если есть
возможность, обратите внимание на колонки, имеющие
большую массу и габариты. Впрочем, эта рекомендация
имеет второстепенное значение, как не имеет решающего
значения и конкретный материал диффузоров (иначе
все производители динамиков давно бы использовали
один-единственный конструкционный материал).
Больше
полос
Аудиофилы из числа минималистов скорее всего предпочтут
классический двухполосник (два динамика: высокочастотник
и СЧ/НЧ-головка), но если вы решили купить напольные
колонки, лучше поищите среди них 3- или так называемые
2,5-полосные АС, в которых громкоговорители низкочастотного
диапазона дублируются, чтобы уменьшить рабочее
смещение диффузоров (обычный способ снизить нелинейные
искажения). Любители авторитетных мнений могут
сами убедиться, что лучшие профессиональные контрольные
аудиомониторы и дорогие High-End-системы часто
делаются по четырех- или даже по пятиполосным
схемам. Желающие проверить этот факт могут посмотреть
сводную таблицу параметров акустики; числа в графе
«количество полос», как правило, возрастают с
увеличением цены.
Кстати, известно, что принц Чарлз (наверное, вместе
с королевой Великобритании) слушает пятиполосные
колонки… Эти рассуждения можно не принимать к
сведению в отношении тыловых АС для домашнего
кинотеатра (они вполне могут быть и двухполосными).
Акустика центрального канала обязательно должна
быть очень хорошо экранированной. Это избавит
ваш кинескопный телевизор от появления цветовых
пятен на изображении. Проверка элементарная: поднесите
громкоговоритель к экрану работающего телевизора.
Меньше вариантов
Теперь можно создать таблицу предпочтительных
вариантов, сведя в нее данные по моделям АС, которые
устраивают по цене, количеству полос и величине
импеданса. С чувством некоторого удивления вы
обнаружите, что список стал заметно короче. Вооружитесь
телефоном или через интернет узнайте реальные
цены на выбранные модели. Выяснится, что часть
моделей на рынке попросту отсутствует, часть можно
купить только без прослушивания, например, с доставкой
на дом или по заказу с предоплатой. Покупать такие
АС, конечно, не стоит. Нет смысла реагировать
и на заклинания типа: такая же акустика — у господина
N. В вашей комнате она может звучать совершенно
по-другому. Вообще, в области аудио личные предпочтения
и субъективизм ваших знакомых — плохие советчики.
Выбрать на слух
В результате предыдущих манипуляций список скорее
всего сократится до 3–5 моделей, которые можно
начинать прослушивать. Вооружитесь CD или DVD
с хорошо известными вам музыкальными произведениями,
записанными с высоким качеством, а также захватите
с собой тестовый компакт-диск с записью скользящего
по всему частотному диапазону тону и с синусоидальным
сигналом 315 Гц (уровень 0 дБ). Посетите большой
салон по продаже аудиотехники, в котором представлены,
по крайней мере, две облюбованные модели колонок.
Заметим, что, как правило, в Hi-Fi-салонах для
демонстрации используются высококлассные усилители.
Далее самое сложное: попросите подключить к левому
каналу усилителя одну АС первой модели, а к правому
каналу — одну АС второй претендентки. В ответ
на возмущенные заявления продавца, что так не
делается, примите многозначительный вид искушенного
специалиста (должно сработать). Как только колонки
заиграют, вы немедленно услышите разницу в звучании.
Обратите внимание на тональный баланс (тепло/холодно),
после чего сможете смело ставить галочку в своем
списке. Не забудьте при необходимости выровнять
громкость звучания с помощью регулятора баланса
(колонки разных моделей могут иметь отличия в
чувствительности) и попросите снять защитные грили
с лицевых панелей.
Если повезло, и в салоне есть еще варианты акустики
из вашего списка, попросите заменить не приглянувшуюся
по звучанию колонку на новую. Таким же способом
подключая две разные колонки одновременно к левому
и правому выходам усилителя, можно сравнить АС
центрального канала, тыловые громкоговорители.
Заметим, что предложенный метод на самом деле
весьма далек от совершенства. Речь идет всего
лишь о достаточно быстром выборе «вкусного» звука,
звука, который должен понравиться по наиболее
явным тональным признакам (как цвет крема, который
украшает торт). Разумеется, более глубокая оценка
таких тонких вещей, как динамические возможности
системы, способность колонок воспроизводить пространственные
нюансы в звуковой картине, рисовать сцену по глубине
и ширине панорамы, конечно же, предполагает классическое
прослушивание стереопары.
Что делать, если на слух сразу не удалось определить
свои предпочтения (например, тональный баланс,
уровень нелинейных искажений и чувствительность
разных АС оказались очень близки)? Поставьте тестовый
CD с синусоидальным тоном 315 Гц (уровень 0 дБ)
в проигрыватель, выведите регулятор громкости
на минимум. Последнее указание особенно важно:
если вы испортите акустику слишком мощным сигналом,
это вряд ли понравится администрации салона. Отключите
один из каналов усилителя, а затем плавно и осторожно
добавляйте громкость, прослушивая характер довольно
неприятного гудящего звука. В какой-то момент
звук станет искаженным, как бы жужжащим. Запишите
или запомните соответствующее показание индикатора
уровня на усилителе. Убавьте громкость, а затем
проделайте тот же трюк с другой АС. Если чувствительности
обеих претенденток близки, то колонка с наибольшим
показателем имеет больше шансов быть избранной,
поскольку она при более высокой громкости дает
звук без искажений. Контрольное прослушивание
неплохо дополнить пробежкой «свип-тоном» по всему
частотному диапазону. Здесь не надо мучить колонку
высокой громкостью: даже тихого звука достаточно,
чтобы оценить, нет ли посторонних призвуков, резонансных
всплесков или негармонических проявлений типа
дребезга элементов конструкции (пластиковые накладки,
грили, платы кроссоверов и т.п.). Подчеркнем еще
раз, что столь необычный способ сравнения нельзя
признать корректным на все 100%, однако в его
эффективности может убедиться каждый.
Напоследок...
Покупая акустику с рук или на рынке, попросите
подключить пару АС к усилителю. На среднем уровне
громкости внимательно прослушайте работу каждого
динамика, приблизив к нему ухо. Вы должны отчетливо
слышать работу в частотных полосах от самой верхней
головки до басовой. Осторожно приложите подушечки
пальцев к краям диффузоров НЧ- и СЧ-динамиков
вблизи подвесов — вы должны ощутить уменьшение
амплитуды колебаний при поочередном «ощупывании»
басового динамика и СЧ-драйвера. Этот эффект укажет
на отсутствие короткого замыкания в цепях кроссовера.
Внимание! Никогда не касайтесь купольных мембран
высокочастотных излучателей — металлические и
шелковые полусферы микронной толщины очень легко
повредить! На приличной громкости хорошо ощущается
поток воздуха в трубе фазоинвертора. Плотно прижмите
ладонь к отверстию фазоинвертора и убедитесь,
что звучание несколько изменилось. Снижение уровня
баса свидетельствует, что труба фазоинвертора
случайно не перекрыта изнутри демпфирующим материалом
(очень распространенный дефект сборки). Разумеется,
было бы неплохо принести свой свежеприобретенный
усилитель и испытывать его при работе с разными
АС, но далеко не в каждом салоне согласятся с
вашим предложением. Оптимальный выход — получение
комплектов акустики под залог для проведения испытаний
в домашних условиях. Однако в нашей действительности
этот вариант выглядит совсем уж фантастическим.
Перечисленные рекомендации,
конечно, не являются исчерпывающими или обязательными.
И все же… Не забудьте испытать свою систему упомянутым
сигналом (315 Гц с уровнем 0 дБ), запишите где-нибудь
на видном месте показания регулятора громкости
на усилителе, соответствующие началу искажений,
и никогда их не превышайте. Помните, акустика
боится не громкого, а искаженного сигнала.
По материалам: журнал
'Stereo&Video', www.stereo.ru'
вернуться
к списку статей
|