Ответ вроде бы
очевиден: они должны сидеть так, чтобы им всё
было видно. Однако что значит «всё»? Весь экран?
А с какого расстояния?
Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с
термином «горизонтальный угол зрения». Это угол
между лучами, проведенными из точки, где находятся
зрители, к краям экрана. Его величина прямо пропорциональна
размеру экрана и обратно пропорциональна расстоянию
от экрана до зрителя. Необходимо стремиться к
тому, чтобы этот угол был максимален, то есть
увеличивать «размах» изображения или садиться
ближе к экрану.
И то, и другое возможно лишь в довольно ограниченных
пределах. Поэтому лучше ориентироваться на минимальную
величину этого угла — 30 градусов. (При дальнейшем
его уменьшении боковое зрение перестанет работать,
и зритель не будет чувствовать себя глубоко вовлеченным
в происходящее на экране.)
Простейший арифметический расчет показывает: расстояние
от зрителя до экрана при этом будет равно удвоенной
ширине экрана. Иными словами, телевизор с диагональю
29 дюймов нужно смотреть с расстояния всего 1,2
м. Не слишком ли оно мало?
По-моему, нет. Многое зависит от качества телеприемника.
Если это 100-герцовый «немерцающий» аппарат, его
можно смотреть, буквально уткнувшись в экран носом.
Впрочем, нет — строчная структура картинки станет
тогда слишком сильно заметна. К слову сказать,
именно для ее уменьшения прямые проекторы, которые
дают изображение, измеряемое по диагонали не сантиметрами,
а метрами, часто оснащаются удвоителями или даже
учетверителями строк.
Уяснив, как посадить
зрителей, чтобы им было все видно, мы должны разобраться,
что предстоит сделать, чтобы им все было слышно.
На сей раз в игру вступает акустика, а она штука
тонкая. Запомните: какой бы высококачественной
ни была техника и сколь бы тщательно ее ни настраивали,
если особенности акустики импровизированного кинозала
не учтены, аппаратура не сможет показать себя
во всей красе.
Как же учесть эти особенности? Необходимо принять
во внимание стоячие звуковые волны, возникающие
в помещении при звуковоспроизведении. Образуются
они в результате отражения звуков от стен, пола
и потолка и являются настоящими убийцами высококачественного
звука. Их местоположение зависит от размеров и
формы комнаты, а интенсивность (амплитуда) — от
плотности материала стен.
Предоставляю слово Тони Гримани: «Расположение
зрительского места чаще всего выбирается по расстоянию
до телевизора. Это, в принципе, верно, однако
нельзя забывать и об акустических свойствах кинозала.
Если в выбранном вами месте наблюдаются неполадки
со звуком, нужно выяснить их причину и найти способ
устранения». Виновниками неполадок чаще всего
оказываются уже упомянутые стоячие волны.
Уничтожаются они несколькими способами. Один из
них — установка поглотителей звука на задней или
боковых стенах. Поглотитель можно изготовить из
мягкого губчатого материала или плотной ткани
(повесить портьеру). На худой конец, поставьте
в месте возникновения стоячей волны какой- нибудь
предмет мебели. Он сыграет роль своеобразного
волнолома.
Стоячие волны бывают осевыми (между двумя противоположными
стенами), тангенциальными (между двумя парами
противоположных стен) и диагональными (между всеми
поверхностями). Места их возникновения находятся
или при помощи специальных приборов или опытным
путем. Советую экспериментировать — перемещайтесь
вместе с креслом от выбранного места для просмотра
поближе к телевизору или подальше от него и понаблюдайте
за изменением звуковой картины. Найдите точку,
в которой звучание кажется вам наиболее естественным.
Там и располагайтесь при просмотре фильма.
Особое влияние стоячие волны оказывают на работу
сабвуфера. При неправильной его установке он начинает
издавать гулкое «бумммм», вызывающее головную
боль. Чтобы избавиться от этого, передвиньте саб
или попробуйте переключить фазу его работы. И
никогда не ставьте сабвуфер в угол. Сам по себе
он редко бывает виноват.
Вячеслав Саввов. Журнал 'Салон
АВ'
вернуться
к списку статей
|