С ЭТОЙ СТАТЬЕЙ ТАК ЖЕ ЧИТАЮТ:
-Правильный выбор фронтальных колонок
Большую часть того,
чему вы научились при размещении громкоговорителей
в Hi- Fi-системе, при переходе к домашнему кинотеатру
придется забыть. Хотя расположение фронтальных колонок здесь тоже сильно влияет на характер звуковой
сцены, оно определяется по совершенно иным принципам,
чем в двухканальной стереосистеме. Имея три правильно
согласованных фронтальных громкоговорителя, вы
можете не так строго придерживаться «правила треугольника
для стереосистем». Ведь три источника звука создают
более устойчивую аудиокартину, чем два, — хотя
бы потому, что не нужно беспокоиться о «фантомном
канале» для поддержания впечатления, что звук
исходит из пространства между акустическими системами
(АС). Поэтому одну из фронтальных колонок можно
сдвигать вправо или влево от оси симметрии треугольника
«колонки — слушатель», не боясь разрушить звуковую
картину.
Зато самым серьезным образом теперь придется отнестись
к положению фронтальных колонок по вертикали, а также
к тому, чтобы они создавали когерентный (согласованный)
волновой фронт. Иными словами, все три громкоговорителя
нужно поставить так, чтобы через их «пищалки»
(ВЧ-динамики) можно было провести горизонтальную
прямую.
С колонками основных стереоканалов проблем быть
не должно. Просто поставьте их справа и слева
от экрана (только не вплотную к телевизору, иначе
вы не увидите ничего, кроме цветных пятен) на
одной высоте.
Гораздо труднее найти место для центрального громкоговорителя.
Он должен располагаться непосредственно под или
над телевизором (центральные АС имеют магнитный
экран, поэтому на изображение не влияют). Если
фронтальный спикер оказывается ниже или выше основных
АС, установите его наклонно — только не забудьте
позаботиться об устойчивости (изготовьте, например,
скошенную под- ставку из деревянного бруска).
Не менее важна для домашнего кинотеатра и ориентация
звуковой оси (направления распространения звука).
Она должна быть обращена к зрителю, что достигается
расположением АС точно вровень с его головой,
и приблизительно на одинаковом от нее расстоянии
(то есть по радиусу окружности, центром которой
и является голова зрителя). Мало того, колонки
необходимо нацелить точно на зрителя.
Как убедиться, что вы не промахнулись? Сядьте
на зрительское место и попросите супругу прислонить
к лицевой поверхности громкоговорителя зеркальце.
Если вы увидите в нем свое отражение, значит,
колонка расположена правильно.
У многих — особенно, обеспеченных — любителей
домашнего кино возникает соблазн замуровать громкоговорители
в стену. Если они специально для этого не предназначены,
то можно полностью «убить» звучание. Открытые
акустические системы не рассчитаны на работу в
условиях колумбария. Как же быть? Громкоговоритель
без ущерба для звучания можно поместить в некую
полость, однако в ней опять же не должны возникать
стоячие волны. Нужно предотвратить взаимодействие
волн, излучаемых передней и задней сторонами диффузора.
Для этого закройте полость фальш-панелью с отверстием
точно по размеру колонки. Пространство между ней
и стенками полости заполните звукоизолирующим
материалом».
Если 20 лет назад у вас была квадросистема и вы
размещали тыловые АС так, чтобы звучание инструментов
кружило по комнате, то знайте: в домашнем кинотеатре
нужно добиваться противоположного эффекта. Тыловые
каналы здесь требуются для создания звуковой среды,
заполняющей всю комнату и в основном ненаправленной
(даже в Dolby Digital), поэтому тыловые колонки
необходимо размещать высоко на задней стене или
боковых стенах (если комната продолговатая). Более
того, эти источники звука зачастую делаются дипольными
(с двумя наборами динамиков, «смотрящих» в противоположные
стороны), что позволяет озвучить комнату наилучшим
образом. Да и размещать их легче. Впрочем, существует
множество прекрасных малогабаритных Hi-Fi- громкоговорителей,
которые при тщательном выборе расположения и ориентации
можно с успехом использовать в качестве тыловых.
Особенно хорошо они работают с усилителем Dolby
Digital. Если же вы собираете систему Dolby Pro
Logic, попробуйте поэкспериментировать с фазированием
аудиоканалов. Колонки фронтального канала должны
работать, разумеется, в фазе. Однако с фазой тылового
канала и с фазой «фронт/тыл» можно «поиграть»,
поскольку ее изменение способно заметно повлиять
на общее объемное звучание всей системы.
Еще одна проблема — это непосредственное подключение
тыловых АС. Конечно, кабель, которым вы соединили
с усилителем фронтальные громкоговорители, подойдет
и для тыловых, однако протянуть его через всю
комнату и вверх по стенам может оказаться непросто.
Так что обратите внимание на появившиеся в последнее
время плоские кабели, предназначенные специально
для прокладки под ковром.
Вячеслав Саввов. Журнал 'Салон
АВ'
вернуться
к списку статей
|