Расставив громкоговорители
по местам, вы должны отрегулировать громкость
их звучания. Сделать это несложно. Сядьте на зрительское
место и переведите усилитель в режим Test. Из
каждой колонки поочередно начнет раздаваться так
называемый розовый шум (звуковой сигнал, в котором
в равных пропорциях присутствуют все звуковые
частоты). При помощи соответствующих регуляторов
необходимо добиться одинакового уровня громкости
всех фронтальных каналов. Затем «приравняйте»
к этому уровню громкость тыловых каналов. В системе
Dolby Pro Logic тыловой канал монофонический,
поэтому в режиме Test оба тыловика звучат одновременно.
В системе Dolby Digital он стереофонический, и
громкость звучания каждой колонки регулируется
отдельно.
Однако есть в домашнем кинотеатре «темная лошадка»,
причем очень норовистая. Это активный сабвуфер.
Если все пять основных каналов системы можно,
не доверяя собственным ушам, выверить при помощи
измерителя акустического давления, то саб настраивается
только на слух. Его громкость при этом надо увеличивать
постепенно и осторожно, памятуя о том, что правильно
настроенный сабвуфер не должен давать о себе знать
не только в выключенном, но и во ВКЛЮЧЕННОМ состоянии!
В идеальном случае он незаметно вписывается в
общее звучание системы и лишь обогащает его, а
не выпячивает свое «я». Но даже если вы настроили
систему по приборам, не думайте, что это установка
окончательная. Некоторые фильмы потребуют небольшого,
но очень важного, с точки зрения правильного восприятия
звуковой дорожки, изменения уровня громкости сабвуфера
или тылового канала. Не поддавайтесь искушению
завысить громкость — звуковая картина может нарушиться.
Примерно так же обстоит дело с задержкой сигнала
тыловых каналов. Опытным путем было выяснено:
благодаря особенностям человеческого слуха задержка
на 10 — 30 миллисекунд позволяет значительно повысить
точность локализации звуковых образов, а значит,
и реалистичность звуковой картины. Но если время
задержки чрезмерно увеличить, возникнет эхо, которое
разрушит эффект присутствия. Недаром в некоторых
аппаратах последнего поколения она, для упрощения
настройки, измеряется не в миллисекундах (параметр,
ничего не говорящий простому смертному), а «привязывается»
к расстоянию от зрительского места до фронтальных
и тыловых колонок. Так что же, измерил его рулеткой,
выставил в меню и можешь начинать киносеанс? Не
всегда, поскольку задержка зависит еще и от взаимного
расположения громкоговорителей, размеров и акустических
параметров кинозала.
P.S. Ясно, что поле для проведения самых разнообразных
экспериментов в домашнем кинотеатре — широчайшее.
Подбор и согласование компонентов, выбор их местоположения
может занять не один год. Но, ребята, давайте
жить дружно с женами и тещами, не окунаясь в виртуальный
мир AV-аппаратуры с головой. Стремление наших
людей к абсолюту — гулять так гулять, стрелять
так стрелять — общеизвестно. Поэтому не забывайте
главное правило: не мы служим технике, а техника
— нам. Мне встречались так называемые «упертые
фанаты». Их жены десятилетиями обходились без
новых туфель, а дети донашивали одежду друг за
другом; они сами приходили на выставку «Hi-Fi
Show» чуть ли не в лаптях, зато хвастались друг
перед другом многотысячедолларовыми AV-комплектами,
которые занимали почти всю жилплощадь их малогабаритных
квартир.
Увидев такое, мудрый ослик Иа-Иа наверняка повторил
бы любимую присказку: «Жалкое зрелище... Душераздирающее».
И был бы прав!
Вячеслав Саввов. Журнал 'Салон
АВ'
вернуться
к списку статей
|