На сегодняшний
день существует несколько форматов записи, то
есть методов обработки аудио сигнала до его переноса
на носитель, и всего один стандарт кинотеатра.
К наиболее распространенным форматам записи относятся
продукты Dolby Laboratories, Inc. и DTS (Digital
Theater Systems, Inc.).
Единственным стандартом кинотеатров
и кинотеатрального оборудования является система
сертификации звука и изображения THX (Tomlinson
Holman eXperiment) подразделения компании Lucasfilm.
Есть версия, что появлению аббревиатуры способствовало
название первого фильма Джорджа Лукаса "THX
1138".
Форматами Dolby Laboratories
являются:
Dolby Surround Pro Logic
Dolby Digital
Dolby Digital EX
Dolby Surround Pro Logic II
Dolby Pro Logic - "ветеран"
домашнего кинотеатра, появившийся на свет еще
в 80-е. Этот формат целиком основан на принципе
матричного кодирования. По сути дела, это означает,
что из двух независимых каналов (левый фронт и
правый фронт) искусственно выделяются центральный
(речевой) и монофонический тыловой каналы. Основными
недостатками формата являются монофонический тыл,
к тому же частотно ограниченный в полосе 100-7000
Hz, а также обусловленное самим принципом матричного
кодирования слабое разделение каналов; как следствие
- плохая локализация и невозможность создать всенаправленную
звуковую перспективу. Невзирая на все недостатки,
Pro Logic до недавнего времени являлся безальтернативным
форматом для работы с VHS.
Dolby Digital - наиболее распространенный
формат записи звукового сопровождения к фильмам,
состоит из шести независимых информационно-несущих
каналов (левый фронт, правый фронт, центральный
(речевой), левый тыл, правый тыл, низкочастотный
канал эффектов (LFE)). Частотная полоса канала
LFE лежит между 20 и 120 Hz, он служит для передачи
низкочастотных эффектов, имеющих высокое звуковое
давление. Этот формат обозначают как 5.1, где
.1 - канал эффектов.
Dolby Digital EX - формат с
дополнительным центральным тыловым каналом, полученным
по принципу матричного кодирования; обозначается,
как 6.1.
Формат Dolby Digital позволяет
создавать всенаправленную звуковую сцену с хорошей
локализацией. К недостаткам формата можно отнести
высокую степень сжатия информации (11:1). Компрессия
сигнала - неизбежность, вызванная необходимостью
поместить большое количество информации на ограниченном
пространстве кинопленки и DVD.
Dolby Pro Logic II представляет
собой усовершенствованный вариант Pro Logic, появившийся
в результате развития принципов матричного кодирования.
В отличие от своего предшественника, этот формат
позволяет корректно работать не только с кодированными
в Pro Logic, но и обычными стерео фонограммами.
Кроме того, в новом формате тыловые каналы являются
раздельными и не ограничены по частотному диапазону.
Pro Logic II позволяет получить эффект окружающего
звукового пространства при просмотре фильмов,
записанных на VHS-носителях независимо от того,
записана ли звуковая дорожка в Pro Logic или в
обычном стерео формате.
Конкурентом Dolby Laboratories
в создании многоканальных форматов стала компания
Digital Theater Systems, предложившая свой способ
создания многоканальных саундтреков. DTS, как
и Dolby Digital, является системой 5.1, отличаясь
от нее меньшей компрессией сигнала (4:1 против
11:1).
Кинолюбители всего мира включились
в конкурентную борьбу двух форматов, разделив
между ними свои пристрастия. До сих пор неясно,
кто победит в этой борьбе, однако большинство
любителей музыкальных программ, записанных на
DVD, предпочитают те из них, что имеют звуковое
сопровождение в DTS.
DTS ES - формат с центральным
дополнительным тыловым каналом, который благодаря
потенциальным возможностям DTS может быть как
матричным (DTS ES 6.1 matrix), так и независимым
информационно несущим каналом (DTS ES 6.1 discrete).
Расширение форматов позволяет добиться большей
реалистичности при воспроизведении звуковых эффектов,
однако пока большинство фильмов доходит до зрителя
в формате 5.1.
DTS NEO: 6 - своего рода "ответ"
на Dolby Pro Logic II, отличающийся от последнего
возможностью выделения центрального дополнительного
тылового канала из материалов, записанных в формате
5.1.
В отличие от форматов
записи, стандарт кинотеатра регламентирует характеристики
помещения зрительного зала, акустические параметры
звукового поля, а также устанавливает определенные
требования к оборудованию кинотеатра. Как уже
было отмечено, единственным таким стандартом на
сегодняшний день является система сертификации
THX. Изначально разработанная для улучшения и
стандартизации качества залов публичных кинотеатров
и кинотеатрального оборудования, THX распространила
свое влияние на домашнее видео после 1994 года.
В домашнем видео THX сертифицирует только оборудование,
не касаясь характеристик помещения и звукового
поля. Логотип THX на панели прибора или акустической
системы является дополнительной гарантией качества
изделия. Следует заметить, что отсутствие сертификата
THX на приборе не говорит о его плохом или недостаточном
качестве. С одной стороны, не все производители
электроники и акустических систем поддерживают
"ноу-хау" THX в области обработки звукового
сигнала, с другой - в помещении, акустическому
оформлению которого не уделялось должного внимания,
любая система реализует не все свои возможности,
или, скорее всего, не реализует их вовсе.
вернуться
к списку статей
|