1. При
одной и той же глубине баса систему сабвуфер+сателлиты
удаётся сделать дешевле, чем систему "большие
напольные колонки". Но появляется минус -
некоторое рассогласование (в лучшем случае только
тембральное, в худшем - либо провал, либо выпячивание
на "граничных" частотах). Поскольку
в фильмах требования к точности звука не столь
высоки, а глубина баса наоборот - очень желательна,
для "театра" система сабвуфер+сателлиты
предпочтительнее. Но для Hi-Fi музыки (прослушивание
"обычных" стерео-CD) получается всё
наоборот, т.к. глубоких басов в ней меньше, а
тональный баланс и равномерная АЧХ очень важны.
Поэтому если планируется на той же системе слушать
музыку - фронтальные колонки берут побасовитей,
а сабвуфер просто выключают.
2. Формально в стандарте DolbyDigital
(и DTS тоже) каналы равноправны и колонки рекомендуют
одинаковые. Но реально (даже если не принимать
в расчёт предыдущий пункт) в фильмах через "тылы"
идёт гораздо меньше звука. Из сотни фильмов которые
я видел только, примерно, в 10% тылы включались
на заметную мощность. Поэтому в диапазоне $800-3000
за ДТ перераспределение денег с тылов на фронты
даёт заметное улучшение общего звучания. Далее
(выше $2500) можно себе позволить и мощные тылы,
т. к. дальнейшее улучшение фронтов уже бессмысленно
из-за резонансов помещения. Хотя я бы и этого
делать не стал - ну разве только после замены
TV на хорошую "плазму".
3. Фронты и центр крайне желательно
иметь не только одной фирмы, но и одной СЕРИИ,
т.е. с одинаковыми динамиками. Иначе из-за разницы
тембров звук объекта, движущегося, скажем, справа
налево, будет заметно меняться по окраске, что
сразу вносит ненатуральность в звуковую сцену.
Тылы тоже желательно иметь с аналогичными динамиками,
но это не так категорично (чисто геометрически
тылы далеки от фронтов и ухо успевает "забыть"
тембр). Вполне достаточно тылов, "рекомендованных"
производителем, хоть иногда они бывают и с другими
динамиками. Тылы другой фирмы я бы брать (по крайней
мере без тщательного совместного с фронтами прослушивания)
не рекомендовал.
4. Если сабвуфер покупается
к системе с напольными фронтами и не используется
для музыки (либо колонки полочные, но музыку вообще
не планируется слушать), то главное что от него
требуется - трясти пол при кинопросмотре. В этом
случае часто дешевле взять саб другой фирмы, но
помощнее и побасовитее. А вот если в "полочной"
системе хочется и музыку послушать, желательно
взять саб, рекомендованный производителем фронтов
(обычно той же фирмы, но бывают и исключения).
В этом случае с большой вероятностью он либо уже
согласован с фронтами, либо этого относительно
легко добиться регулировкой. При этом платой за
"музыкальность" может стать недостаточная
мощность "жутких" киношных взрывов и
катаклизмов. Тут уж выбирайте сами в зависимости
от вкуса - "киношного" либо "музыкального".
5. Современные усилители/ресиверы
достаточно хорошо справляются с любыми колонками.
Легенды о "несовместимости" отдельных
моделей и даже фирм исходят от дорогущих "Hi-End"-усилителей
"от кутюр", которые не всегда из-за
схемных решений могут работать либо с колонками
низкой чувствительности (недостаточная мощность),
либо с колонками с низким пиковым импедансом (недостаточно
низкое выходное сопротивление). В рассматриваемой
нами ценовой группе можно смело забыть про (не)совместимость
и не морочить себе голову.
6. Доля правды во мнении, что
театральные ресиверы хуже играют HiFi-музыку,
чем специализированные стерео усилители есть (это
и неудивительно, т.к. на один канал приходится
меньше долларов, что вынуждает экономить на комплектующих).
Но различия настолько тонкие, что (опять-таки
в данных ценовых рамках и при бюджетной акустике!)
ими можно пренебречь и слушать музыку через ресивер.
Это избавит от усложнения коммутации. Иметь же
две пары фронтов ("театральные" и "музыкальные")
совсем не имеет смысла, т.к. хорошие "музыкальные"
и с театром прекрасно справятся, а мелкие возможные
негативные нюансы совершенно не оправдывают удвоенных
затрат.
7. Важный момент - в некоторых
ресиверах необходимо принудительно выставлять
режим "простое стерео" при прослушивании
с цифрового входа. Для сигнала с CD это даёт наивысшее
качество и не нужно забывать это делать... Пропускание
звука через DSP и разделение на 5 каналов - забавная
игрушка, но к Hi-Fi-звуку отношения не имеет.
8. Про параметры. Если они взяты
из данных изготовителя, то использовать их для
сравнения разных моделей не стоит. Очень часто
из-за разных методик измерения результаты получаются
несопоставимыми... Гораздо важнее некоторые объективные
вещи, которые трудно измерить "неправильно":
геометрические размеры, вес, диаметры динамиков,
наличие и направление фазоинверторов, материал
стенок. Маленькие пластмассовые колонки весом
в 1 кг никогда не будут звучать как десятикилограммовые
деревянные размером с полтелевизора, что бы там
не писали в параметрах!
9. Качество в рассматриваемом
диапазоне примерно соответствует цене, хоть и
с некоторыми оговорками. Если говорить очень грубо,
то зависимость линейная с постоянной добавкой
цены "за марку". При этом коэффициент
пропорциональности "лучше" у "брендовых"
аудиофирм, но у них и постоянная надбавка больше.
В результате в НИЖНЕЙ части диапазона (ценового!)
лучше брать малоизвестных ("молодых")
производителей типа SVEN - за счёт отсутствия
надбавки "за лейбл" они заметно выигрывают.
Но в ВЕРХНЕЙ части диапазона, с ростом цены и
качества, традиции и опыт "мэтров" (типа
Tannoy, MB Quart, Infinity, KEF и многих других)
берут верх, а надбавка уже не столь существенна
в общей стоимости.
По материалам сайта www.anatvk.narod.ru
вернуться
к списку статей
|