Изначально 6.1-формат
рассчитывался на огромный зал кинотеатра. Расстояние
между тыловыми колонками правой и левой стороны
здесь может превышать двадцать метров, поэтому
для зрителей, сидящих на краю ряда, стандартная
звуковая 5.1-картина сильно искажается (рис.
1).
Исправить положение призван тыловой центральный
канал (Surround Back). Благодаря ему тыловая
локализация, по мнению разработчиков, сохраняется
без серьезных перекосов в любой точке зала (рис.
2). На рисунках изображено 16 громкоговорителей.
Разумеется, в домашних условиях столько АС не
нужно. Достаточно шести колонок (рис. 3), причем
положение фронтальных остается таким же, как
в кинотеатре. Однако в 6.1-конфигурации боковые
задние громкоговорители целесообразно выдвинуть
немного вперед, а тыловой центр поместить позади
зрительского места на равном расстоянии между
ними и на той же высоте (то есть чуть выше головы
слушателя).
Все три участника нашего теста предопределяют
наличие одного тылового центрального громкоговорителя,
однако представители Lucasfilm THX утверждают,
что их должно быть два, а располагать их надо
так, как показано на рис. 4. Более того, все
четыре тыловых колонки должны быть дипольными,
включенными так, чтобы соседние динамики работали
в фазе.
Однако можно ли совместить точность локализации,
предлагаемую дополнительным каналом, с ненаправленным
звуком, которым отличаются диполи? Однозначного
ответа нет, многое зависит от вкусов слушателя
и характера звуковой программы. Считается, что
многоканальные музыкальные записи (например,
с DVD-Audio) правильнее воспроизводят АС традиционной
конструкции, а саундтреки к фильмам — диполи.
Недаром одна из топ-моделей в линейке Denon
оборудована клеммами для подключения как обычных,
так и дипольных колонок, в результате число
АС в такой системе возрастает до одиннадцати!
В общем, выносите мебель, господа!
Возникает резонное замечание: поскольку фильмы
в формате Dolby Digital EX и DTS ES составляют
небольшой процент от общего числа DVD-релизов,
значит ли это, что тыловой центр обречен молчать?
Нет, конечно. При воспроизведении 5.1-фонограммы
ресивер можно принудительно перевести в матричный
6.1-режим, и тыловой центр включится в работу.
Замысел звукорежиссера при такой раскладке не
всегда будет раскрыт безукоризненно (многое
здесь зависит от жанра киноленты), однако число
мест для комфортного прослушивания увеличится
обязательно.
На рисунках:
Рис. 1 - Кинозал с 5.1-канальным звуком. Тыловые
АС расположены у задней и боковых стен. В зале
две аудиозоны — фронтальная и тыловая. Места
для комфортного прослушивания — лишь в первых
рядах. В остальных звуковая картина сильно искажается.
Рис. 2 - Кинозал с 6.1-канальным звуком. Тыловые
АС — с боков, АС тылового центра — сзади. В
зале, соответственно, три аудиозоны — фронтальная,
тыловая и тыловая центральная. Места для комфортного
прослушивания есть во всех рядах.
Рис. 3 - Домашний кинотеатр с 5.1-канальным
звуком. Тыловые АС расположены у задней и боковых
стен позади зрительского кресла, оно же — единственное
место для комфортного прослушивания. Если сесть
сбоку от него, звуковая картина исказится.
Рис. 4 - Домашний THX-кинотеатр с 6.1-канальным
звуком. Тыловые АС — с боков на уровне зрительского
кресла, АС тылового центра — сзади. Если поставить
вместо одного кресла три, звуковая картина останется
правильной для всех зрителей.
По материалам: журнал 'Stereo&Video',
www.stereo.ru'
вернуться
к списку статей