SoundWorld
 
ДОМАШНИЙ ТЕАТР. БОЛЬШИЕ МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ. ЭЛЕКТРОНИКА ДОМАШНЕГО ТЕАТРА

Мы уже говорили о том, насколько важно подавать на вход системы качественный AV-сигнал. Теперь посмотрим, что и как должно получаться на ее выходе. Для этого повторим пройденное.
При создании современного кинофильма звуковая дорожка раскладывается на шесть каналов — три фронтальных (левый, центральный и правый), два тыловых (левый — правый) и низкочастотный сабвуферный для воспроизведения басовых эффектов. В кинотеатре эти каналы озвучивает целая батарея громкоговорителей размером с холодильник каждый. А усилители зачастую «качают» по 300 Вт на канал, то есть их суммарная мощность доходит до 2 кВт. Эти громоздкие блоки устанавливаются в специальном помещении, которое нередко имеет систему принудительного охлаждения. Декодер шестиканального звука и система управления располагаются обычно в другом месте — зрительном зале или будке киномеханика. Устанавливать такие чудища дома — все равно что палить из пушки по воробьям. Озвучить среднюю российскую гостиную может аппарат, умещающийся в крупногабаритном дипломате. Он включает в себя четырех- или пятиканальный усилитель, декодер и цепи управления видео- и аудиосигналами. Такое устройство называется AV-усилителем. Если оно оснащено еще и тонером, его величают AV- ресивером. Это сердце домашнего кинотеатра, поэтому выбирать его необходимо с особой тщательностью.
В первую очередь следует обратить внимание на число каналов усиления. В недорогих Dolby Pro Logic-аппаратах их всего четыре — обе тыловые колонки озвучивает один усилитель. Это — вчерашний день, держитесь от таких устройств подальше. Выбирайте сразу пятиканальный!
Во-вторых, необходимо решить, готовы ли вы довольствоваться звуком Dolby Pro Logic (DPL) с Hi-Fi-видеомагнитофона. Если да, обзаводитесь DPL-усилителем или ресивером. Но прислушайтесь к доброму совету: рано или поздно вам захочется насладиться настоящим шестиканальным звуком Dolby Digital (DD), поэтому перестрахуйтесь, — купите усилитель типа «Dolby Digital Ready». Его особенность состоит в наличии линейных входов всех шести каналов. Решив в один прекрасный день пойти в ногу со временем, вы приобретете DVD-плейер со встроенным DD- де-кодером, полдюжины межблочных кабелей типа «тюльпан-тюльпан», и усилитель станет служить вам в новом качестве.
Определившись с типом аппарата, оцените его мощность. Она должна быть:
а) одинаковой по всем каналам. (Особое внимание обратите на равенство мощности тыловых и фронтальных каналов. Только это позволит эффектам безболезненно перетекать из фронта в тыл.);
б) достаточной. Таинственное слово, взятое из техпаспорта «роллс-ройса» (в этих документах принято указывать «мощность двигателя достаточная»)? Сейчас все станет ясно. Звуковая дорожка к кинофильму обладает широким динамическим диапазоном. Значит, усилитель должен иметь определенный «запас прочности», дабы реалистично воспроизводить взрывы или выстрелы. Но каковы абсолютные величины? На мой взгляд, для озвучивания среднестатистической российской гостиной достаточно усилителя 5 х 80 Вт, но среднеквадратичной (RMS), а не пиковой (РРО или РМРО) мощности, причем измерена она должна быть при низком (не более 0,1 %) коэффициенте полных гармонических искажений (THD). Конечно, громкость звучания зависит не только от мощности усилителя, но и от некоторых других факторов — главным образом, от чувствительности колонок, — но я рискну вынести эти это за рамки сегодняшней лекции. (Наша ближайшая цель — познакомиться с самыми общими принципами выбора усилителя для домашнего кинотеатра.)
Многие кинофилы высоко ценят в усилителе также возможность нарастить его мускулы и предпочитают аппараты, оснащенные линейными выходами. Разумный подход.
Еще один важный момент — поддержка сигнала S-Video. Особенно это касается «машин» типа Dolby Digital или Dolby Digital Ready. Ведь подавляющее большинство DVD-плейеров подключаются именно по S-Video-входу.
Наконец, не стоит забывать об эргономике. Обучаемый пульт ДУ, способный управлять всеми компонентами вашего кинотеатра, даже если они произведены на разных фирмах, — полезная вещь!


Вячеслав Саввов. Журнал 'Салон АВ'


вернуться к списку статей

Главная | Напольная акустика | Полочная акустика | Центральный канал | Сабвуферы | Ссылки | Статьи
Дизайн и программирование: Студия "Лик"
e-mail: Sound-world@narod.ru
© 2003 Sound-world.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz