SoundWorld
 
Форматы записи и стандарты кинотеатров.

На сегодняшний день существует несколько форматов записи, то есть методов обработки аудио сигнала до его переноса на носитель, и всего один стандарт кинотеатра. К наиболее распространенным форматам записи относятся продукты Dolby Laboratories, Inc. и DTS (Digital Theater Systems, Inc.).

Единственным стандартом кинотеатров и кинотеатрального оборудования является система сертификации звука и изображения THX (Tomlinson Holman eXperiment) подразделения компании Lucasfilm. Есть версия, что появлению аббревиатуры способствовало название первого фильма Джорджа Лукаса "THX 1138".

Форматами Dolby Laboratories являются:
Dolby Surround Pro Logic
Dolby Digital
Dolby Digital EX
Dolby Surround Pro Logic II

Dolby Pro Logic - "ветеран" домашнего кинотеатра, появившийся на свет еще в 80-е. Этот формат целиком основан на принципе матричного кодирования. По сути дела, это означает, что из двух независимых каналов (левый фронт и правый фронт) искусственно выделяются центральный (речевой) и монофонический тыловой каналы. Основными недостатками формата являются монофонический тыл, к тому же частотно ограниченный в полосе 100-7000 Hz, а также обусловленное самим принципом матричного кодирования слабое разделение каналов; как следствие - плохая локализация и невозможность создать всенаправленную звуковую перспективу. Невзирая на все недостатки, Pro Logic до недавнего времени являлся безальтернативным форматом для работы с VHS.

Dolby Digital - наиболее распространенный формат записи звукового сопровождения к фильмам, состоит из шести независимых информационно-несущих каналов (левый фронт, правый фронт, центральный (речевой), левый тыл, правый тыл, низкочастотный канал эффектов (LFE)). Частотная полоса канала LFE лежит между 20 и 120 Hz, он служит для передачи низкочастотных эффектов, имеющих высокое звуковое давление. Этот формат обозначают как 5.1, где .1 - канал эффектов.

Dolby Digital EX - формат с дополнительным центральным тыловым каналом, полученным по принципу матричного кодирования; обозначается, как 6.1.

Формат Dolby Digital позволяет создавать всенаправленную звуковую сцену с хорошей локализацией. К недостаткам формата можно отнести высокую степень сжатия информации (11:1). Компрессия сигнала - неизбежность, вызванная необходимостью поместить большое количество информации на ограниченном пространстве кинопленки и DVD.

Dolby Pro Logic II представляет собой усовершенствованный вариант Pro Logic, появившийся в результате развития принципов матричного кодирования. В отличие от своего предшественника, этот формат позволяет корректно работать не только с кодированными в Pro Logic, но и обычными стерео фонограммами. Кроме того, в новом формате тыловые каналы являются раздельными и не ограничены по частотному диапазону.
Pro Logic II позволяет получить эффект окружающего звукового пространства при просмотре фильмов, записанных на VHS-носителях независимо от того, записана ли звуковая дорожка в Pro Logic или в обычном стерео формате.

Конкурентом Dolby Laboratories в создании многоканальных форматов стала компания Digital Theater Systems, предложившая свой способ создания многоканальных саундтреков. DTS, как и Dolby Digital, является системой 5.1, отличаясь от нее меньшей компрессией сигнала (4:1 против 11:1).

Кинолюбители всего мира включились в конкурентную борьбу двух форматов, разделив между ними свои пристрастия. До сих пор неясно, кто победит в этой борьбе, однако большинство любителей музыкальных программ, записанных на DVD, предпочитают те из них, что имеют звуковое сопровождение в DTS.

DTS ES - формат с центральным дополнительным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным (DTS ES 6.1 matrix), так и независимым информационно несущим каналом (DTS ES 6.1 discrete). Расширение форматов позволяет добиться большей реалистичности при воспроизведении звуковых эффектов, однако пока большинство фильмов доходит до зрителя в формате 5.1.

DTS NEO: 6 - своего рода "ответ" на Dolby Pro Logic II, отличающийся от последнего возможностью выделения центрального дополнительного тылового канала из материалов, записанных в формате 5.1.

В отличие от форматов записи, стандарт кинотеатра регламентирует характеристики помещения зрительного зала, акустические параметры звукового поля, а также устанавливает определенные требования к оборудованию кинотеатра. Как уже было отмечено, единственным таким стандартом на сегодняшний день является система сертификации THX. Изначально разработанная для улучшения и стандартизации качества залов публичных кинотеатров и кинотеатрального оборудования, THX распространила свое влияние на домашнее видео после 1994 года.
В домашнем видео THX сертифицирует только оборудование, не касаясь характеристик помещения и звукового поля. Логотип THX на панели прибора или акустической системы является дополнительной гарантией качества изделия. Следует заметить, что отсутствие сертификата THX на приборе не говорит о его плохом или недостаточном качестве. С одной стороны, не все производители электроники и акустических систем поддерживают "ноу-хау" THX в области обработки звукового сигнала, с другой - в помещении, акустическому оформлению которого не уделялось должного внимания, любая система реализует не все свои возможности, или, скорее всего, не реализует их вовсе.


вернуться к списку статей

Главная | Напольная акустика | Полочная акустика | Центральный канал | Сабвуферы | Ссылки | Статьи
Дизайн и программирование: Студия "Лик"
e-mail: Sound-world@narod.ru
© 2003 Sound-world.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz