Одной
из важнейших проблем современной музыкальной культуры
является вопрос совершенствования процессов звукозаписи
и ее адекватного воспроизведения. Звукозапись,
на много порядков расширившая аудиторию слушателей
симфонической, камерной, народной, эстрадной музыки,
относится у числу наиболее важных технических
достижений XX века.
В то же время, даже на современном
технологическом уровне развития звукозаписывающей
и звуковоспроизводящей аппаратуры еще не решены
два наиболее глобальных противоречия данного вида
бытования музыкального искусства.
Во-первых, звукозапись, даже выполненная на самом
высоком уровне (цифровая запись, лазерные носители,
сводящие к минимуму «технический» шумовой фон),
остается родом «отчуждения» человека от звуковой
реальности «живого» музыкального (вокального или
инструментального) звука.
Во-вторых, при звукозаписи утрачивается эффект
прямого, непосредственного контакта исполнителя
и слушателя.
Акустические системы, производимые компанией "Резонансная
Акустика" позволяют, по моему мнению, полностью
снять первое из названных противоречий и частично
- второе.
Как известно, суть акустического процесса состоит
в переходе от физического к психическому, от объективного
явления колебаний в воздушной среде к субъективному
психическому образу, от неживого к живому. Акустические
измерения, как правило, не адекватны музыкально-психологическому
описанию, ибо звук, по мнению ведущих специалистов-музыковедов
представляет собою факт энергии, а не вещества.
Психоакустическая сфера воспринимающего субъекта
должна быть уравновешена аналогичной (антропоморфной)
стихией инструментальных звучаний.
Поэтому среди трех элементов любого инструмента
- возбудитель колебаний, вибратор, резонансная
система - особое значение приобретает последний.
Среди пяти измерений звука (высота, громкость,
тембр, длительность, локализация) наиболее существенной
в этом плане также представляется последнее, то
есть пространственная локализация.
В условиях обычного концертного зала задачу физиологического
согласования с человеческим естеством в большей
степени выполняют резонансные системы музыкальных
инструментов, исторически сформировавшихся в соответствии
с пропорциями человеческого тела.
При воспроизведении звукозаписи эта же функция
почти полностью передается аудиоаппаратуре, с
помощью которой необходимо добиться наиболее естественной
пространственной локализации звука, воспроизвести
тембр как сложно-объемное явление.
Обычные акустические системы (авторы называют
их "системы компрессионного типа") способны
на это лишь в ограниченных пространственно точках
"оптимального звучания", да и то с большей
долей условности, поскольку естественный фонизм
(эффект взаимодействия голосовых тел инструментов)
утрачивается изначально.
В акустических системах, выпускаемых под маркой
"Resonance Acoustics" резонатором становятся
не отдельные предметы, а вся окружающая Среда,
в известном смысле - само природное пространство,
выполняющее функцию резонансных систем инструментов.
Таким образом, если "живая музыка" сравнительно
редко попадает в идеальные для звучания условия
(акустика большинства предметов физического мира
не согласована с инструментальными пропорциям,
отчего, возможно, концерты на открытом воздухе
удаются весьма редко), то воспроизведение ее записи
через акустику "Resonance Acoustics"
"выводит" музыку в живую природную среду
и гармонизирует акустические отношения с нею.
"Живое" звучание музыкальных инструментов
в акустических системах "Resonance Acoustics"
с избытком компенсируется эффектом супер - резонанса,
при котором иллюзорный источник звучания получает
выход в окружающее пространство.
Авторство: Андрей Бандура -
композитор, искусствовед;
'Резонансная акустика'
вернуться
к списку статей
|