SoundWorld
 
'ЖИВОЙ ЗВУК' и 'Резонансная акустика'

Одной из важнейших проблем современной музыкальной культуры является вопрос совершенствования процессов звукозаписи и ее адекватного воспроизведения. Звукозапись, на много порядков расширившая аудиторию слушателей симфонической, камерной, народной, эстрадной музыки, относится у числу наиболее важных технических достижений XX века.

В то же время, даже на современном технологическом уровне развития звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры еще не решены два наиболее глобальных противоречия данного вида бытования музыкального искусства.
Во-первых, звукозапись, даже выполненная на самом высоком уровне (цифровая запись, лазерные носители, сводящие к минимуму «технический» шумовой фон), остается родом «отчуждения» человека от звуковой реальности «живого» музыкального (вокального или инструментального) звука.
Во-вторых, при звукозаписи утрачивается эффект прямого, непосредственного контакта исполнителя и слушателя.
Акустические системы, производимые компанией "Резонансная Акустика" позволяют, по моему мнению, полностью снять первое из названных противоречий и частично - второе.
Как известно, суть акустического процесса состоит в переходе от физического к психическому, от объективного явления колебаний в воздушной среде к субъективному психическому образу, от неживого к живому. Акустические измерения, как правило, не адекватны музыкально-психологическому описанию, ибо звук, по мнению ведущих специалистов-музыковедов представляет собою факт энергии, а не вещества. Психоакустическая сфера воспринимающего субъекта должна быть уравновешена аналогичной (антропоморфной) стихией инструментальных звучаний.
Поэтому среди трех элементов любого инструмента - возбудитель колебаний, вибратор, резонансная система - особое значение приобретает последний. Среди пяти измерений звука (высота, громкость, тембр, длительность, локализация) наиболее существенной в этом плане также представляется последнее, то есть пространственная локализация.
В условиях обычного концертного зала задачу физиологического согласования с человеческим естеством в большей степени выполняют резонансные системы музыкальных инструментов, исторически сформировавшихся в соответствии с пропорциями человеческого тела.
При воспроизведении звукозаписи эта же функция почти полностью передается аудиоаппаратуре, с помощью которой необходимо добиться наиболее естественной пространственной локализации звука, воспроизвести тембр как сложно-объемное явление.
Обычные акустические системы (авторы называют их "системы компрессионного типа") способны на это лишь в ограниченных пространственно точках "оптимального звучания", да и то с большей долей условности, поскольку естественный фонизм (эффект взаимодействия голосовых тел инструментов) утрачивается изначально.
В акустических системах, выпускаемых под маркой "Resonance Acoustics" резонатором становятся не отдельные предметы, а вся окружающая Среда, в известном смысле - само природное пространство, выполняющее функцию резонансных систем инструментов.
Таким образом, если "живая музыка" сравнительно редко попадает в идеальные для звучания условия (акустика большинства предметов физического мира не согласована с инструментальными пропорциям, отчего, возможно, концерты на открытом воздухе удаются весьма редко), то воспроизведение ее записи через акустику "Resonance Acoustics" "выводит" музыку в живую природную среду и гармонизирует акустические отношения с нею. "Живое" звучание музыкальных инструментов в акустических системах "Resonance Acoustics" с избытком компенсируется эффектом супер - резонанса, при котором иллюзорный источник звучания получает выход в окружающее пространство.


Авторство: Андрей Бандура - композитор, искусствовед;
'Резонансная акустика'


вернуться к списку статей

Главная | Напольная акустика | Полочная акустика | Центральный канал | Сабвуферы | Ссылки | Статьи
Дизайн и программирование: Студия "Лик"
e-mail: Sound-world@narod.ru
© 2003 Sound-world.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz